В начале девяностых, мы с братом жили исключительно на деньги нашей матери. Она работала в школе учителем русского языка и литературы и получала хоть и небольшую но стабильную зарплату. Правда маминой получки хватало только чтобы заплатить за квартиру, услуги ЖКХ и на скромную еду типа хлеба и дешёвых макарон. Я не работал и помочь матери не мог. В то время я учился в 11-ом классе средней школы и осенью меня должны были призвать в армию. А брат который был старше меня на два года, уже отслужил и работал на местном машиностроительном заводе но толку от его работы было мало. Зарплату на заводе не платили месяцами как и по всей стране. А часто и вовсе брату выдавали зарплату продукцией завода, кастрюлями, сковородками и чайниками. Продать все эти изделия кухонного обихода на рынке даже за пол цены, было не реально. Кому были нужны сковородки и кастрюли, когда в стране не было еды и в некоторых городах даже случались голодные смерти, словно в войну. Иногда брату выдавали вместо зарплаты сигареты. Простую " приму" без фильтра россыпью, сигареты были с табачной фабрики и длинные как макароны. Этому мы были рады у нас в семье все курили и мать и я с братом и вечерами втроём я мать и брат, сидели на кухне и резали эти длинные нестандартные сигареты по размеру.
Вообщем время тогда было тяжёлое и голодное, хорошо соседка с верхнего этажа торгашка с рынка, тётя Оксана помогала. То картошечки нашей матери даст то сала кусок а в последнее время, начала деньгами помогать. Мать по началу отказывалась брать у неё деньги, так как отдавать их было не чем. Но тётя Оксана её уболтала. - Ну что ты Мариночка. Я же тебе даю по доброте душевной и не тороплю с отдачей. Отдашь долг когда сможешь…. - говорила соседка нашей матери и давала ей в долг небольшие суммы денег и правда никогда не торопила с отдачей. Постепенно мама сама стала занимать до получки у соседки суммы уже по крупнее и часто задерживала долг месяцами а соседка ей и ни слова не говорила. Брат который отслужил в армии и кое-что там повидал. Как то сказал, ему не нравится что мать берет деньги в долг у соседки.
— Лажа будет Костян, помянешь моё слово. Эта Оксана себе на уме и деньги нашей матери в долг даёт не просто так… — говорил мне Витёк когда мы были с ним одни и он даже пытался уговорить нашу мать, чтобы она перестала брать деньги в долг у хитрожопой торгашки соседки. Но та даже его и слушать не хотела. - Ну что ты Витя. Оксана добрая женщина и помогает нам по доброте душевной а с долгами она меня не торопит и я ей отдам деньги как всегда с получки.… - говорила брату наша мать. Она и вправду отдавала долг тёте Оксане, но только не с одной получки а с нескольких и постепенно у матери накопилась приличная сумма долга перед соседкой но она уже привыкла у неё занимать, видя то что та всегда даёт ей в долг и не торопит с отдачей.
Мне и самому было странно что соседка с верхнего этажа, стала вдруг добра к нашей матери и подружилась с ней. Одно дело помогать время от времени продуктами а другое дело одалживать деньги. Да и что может быть общего с базарной торговкой тётей Оксаной, грубой не культурной женщиной. У которой словарный запас состоит из сплошного мата. И скромной интеллигентной учительницей,